Зачастую у детей с нарушениями речи есть и нарушения слуха. Ребенок не может произнести то, чего не слышит. Он может не слышать как отдельных частот, так и целых частотных диапазонов. Поэтому дети часто путают звуки в произношении (вместо м-л, д-т, б-п итд); пропускают звуки в слове, меняют их местами). Нам может казаться, что ребенок все слышит, но на самом деле он считывает жесты, выражение лица, интонации и так далее.
Нарушения слуха сейчас достаточно легко лечатся, если заняться проблемой своевременно. Именно поэтому так важно выявить слуховые дисфункции как можно раньше.
Необходимо помнить, что нарушение слуха может произойти в любом возрасте и быть как приобретенным, так и врожденным.
Ранее выявление нарушения слуха – залог эффективной реабилитации.
Для выбора тактики лечения, нужно определить уровень нарушения обработки и регистрации слуховой информации:
- Периферический уровень (среднее, внутреннее ухо).
- Центральный уровень (мозг).
- Смешанный уровень (включает как периферический, так и центральный).
У большинства детей с речевыми нарушением имеются поражения на центральном уровне (т.е. функциональная незрелость структур мозга).
Периферические нарушения слуха – это нарушения работы среднего или/и внутреннего уха.
Причины:
- приобретенные (последствия отитов, ототоксических антибиотиков, травм);
- врожденные, в том числе генетически обусловленными (иногда слух снижается постепенно, например, к концу второго года жизни);
- временные (серные пробки, аденоидит).
Нарушение слуха на периферическом уровне приводит к тому, что центральные отделы слуховой системы (мозг) не получают необходимой стимуляции и их развитие нарушается. В результате возникают нарушения речевого развития и внимания.
Центральные нарушения обработки слуховой информации (центральные нарушения слухового восприятия). У ребенка могут отсутствовать периферические нарушения слуха, но его слуховое восприятие нарушается из-за функциональной незрелости структур мозга, которые обрабатывают слуховую информацию.
Кому необходимо комплексное аудиологическое обследование?
- детям с задержками речевого развития;
- детям, не реагирующим на речь и другие звуки, с отсутствием лепета.
- отсутствие скрининга на 1 году жизни ребенка;
- имеющим осложнённый перинатальный анамнез, недоношенные и переношенные дети, лечение в отделении реанимации и интенсивной терапии, введение ототоксических лекарств;
- школьникам, имеющим трудности в обучении в классах с большой заполняемостью и в шумных помещениях;
- тугоухость у кровных родственников;
- нейроинфекции с неврологическими осложнениями, травмы головы.
В комплексное исследование слуха входят следующие методики:
- Отоскопия – оценка состояния наружного слухового прохода, барабанной перепонки. Это необходимо для исключения серных пробок, отека, т.к. данные состояния могут искажать результаты аудиологической диагностики. Отоскопия простой и безболезненный метод исследования органов слуха.
- Тимпанометрия – исследование состояния среднего уха (степени подвижности и состояния барабанной перепонки и проводимости слуховых косточек).
- Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – оценка функционирования структур внутреннего уха (наружных волосковых клеток улитки).
В скрининнговом варианте является основой аудиологического скрининга новорожденных в роддомах. У нас в клинике используется более подробное аудиологическое обследование двух классов ОАЭ: задержанная вызванная и ОАЭ на продукте искажения.
- КСВП (объективная аудиометрия) – объективная оценка порогов слуха.
Суть метода – регистрация ответов головного мозга ребенка на звуковые стимулы разной интенсивности, подаваемые в ухо ребенка через наушники.
Является ключевым методом и «Золотым стандартом» исследования слуха у детей.
Метод абсолютно БЕЗБОЛЕЗНЕННЫЙ и БЕЗОПАСНЫЙ. Желательно – исследование во время сна ребенка.
- Мульти ASSR (стационарные слуховые вызванные потенциалы) – частотно-специфическая оценка порогов слуха частоты речевого диапазона. Интенсивность звуков соответствует громкости бытовой речи (60 Дб).