Задержка речевого развития

С каждым годом детей, имеющих проблемы в развитии речи становится все больше. Некоторые специалисты, если ребенок не говорит в год, советуют подождать до двух лет, потом до трех и даже до четырех, если «папа заговорил в 4 года».

Когда же ребенок должен заговорить?

Попробуем разобраться. Даже если ребенок произнес свои первые 10-20 слов в 3, 5 года, а затем речь начала развиваться стремительно, действительно ли можно на этом успокоиться и навсегда забыть о проблемах с речью?

К сожалению, нет. Есть довольно много исследований, в которых отслеживалось дальнейшее развитие поздно заговоривших детей (здоровых по всем остальным параметрам). Действительно, они практически не отличались от сверстников, но у таких школьников чаще наблюдались нарушения чтения и письма, им было труднее сконцентрироваться, выучить стихотворение, им было труднее излагать свои мысли устно или письменно.

То есть задержка речевого развития накладывает свой отпечаток на дальнейшие успехи ребенка, ограничивая в той или иной степени его возможности в будущем, пусть это и не является такой катастрофой как, к примеру, отсутствие речи.

Именно поэтому в вопросах развития речи наши специалисты принципиально ЗА то, чтобы предупредить проблему и заняться ее решением как можно раньше.

Как распознать задержку речевого развития у ребенка:

  • Вам порой кажется, что ребенок вас не слышит
  • Ребенок повторяет чужие слова (эхолалии), например, фразы из мультиков
  • Ребенок не может на слух выполнить простое задание (например, если просим что-то показать или сделать);
  • У ребенка отсутствует прямая речь в возрасте 2-х лет;
  • У ребенка не получается соединить слова в простые предложения в возрасте 2,5-3-х лет;
  • Ребенок преимущественно использует неречевые средства коммуникации (мимику, жесты) и др.

При подозрении на задержку речевого развития, а так же для выявления ее причин в МПЦ «Динамика» предусмотрены следующие нейро-физиологическая исследования:
(врачи неврологи и функциональные диагносты получили высококачественное образование в клинике Прогноз г. Санкт-Петербург в 2021 году)

  • Комплексное исследование слуха
  • АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы) метод 6 пика. (разработана О.И. Ефимовым, клиника Прогноз г. Санкт-Петербург)
  • ВМВП (Вестибулярные миогенные вызванные потенциалы)
  • Видео-ээг-мониторинг
  • Методы педагогической коррекции и немедикаментозной коррекции детей с задержкой речевого развития:

В своих назначениях неврологи и педагоги Центра опираются на результаты объективной аппаратной диагностики, благодаря чему выявляются истинные причины нарушений в функционирования нервной системы ребенка и появляется возможность эффективного лечения.

Реабилитация (Интенсивы) в МПЦ «Динамика»

Используемые нами методики:

  • нейродинамическая гимнастика;
  • коррекция слухового восприятия по методу Томатиса ( оборудование Besson-of-Switzerland);
  • аудиторные реабилитационные методы (In-time и TLP оборудование Advance Brain Technologies)
  • БОС (биологическая обратная связь) когнитивный и вестибулярный тренинг
  • помощь в запуске/развитии речи;
  • упражнения на развитие коммуникативных навыков
  • становление поведения способствующего обучению;
  • работа над формированием и развитием навыков обучения;

Когда происходит становление речи ребенка имеет место быть так называемый сенситивный период (тот период, когда детский мозг наиболее восприимчив к факторам, влияющим на формирование речи). И длится он не долго. Речевое «сенситивное окно» закрывается в 6-7 лет. Да, улучшать качество речи возможно и в более позднем возрасте (мозг человека пластичен всю жизнь), но результаты будут уже не такие заметные и быстрые.

Именно в силу этого так важно не ждать, а начать заниматься проблемой на ранних этапах.